Самостоятельная деятельность детей
Содержание
При появлении малыша в семье центр «Вселенной» у родителей или фактическая «глава» семьи теперь — это малыш, и потребности взрослых вращаются вокруг его. Ребенок подрастает, учится самостоятельно ходить, разговаривать и думать. А родителям так хочется, чтобы он подольше оставался маленьким. Они привыкли решать, когда ему спать и есть, думать, что сегодня надеть и куда пойти, и эту привычку так тяжело отпустить. Однако это придется сделать, чтобы у ребенка сформировался навык принимать решения самостоятельно, и, в будущем, он смог противостоять трудным жизненным ситуациям.
Самостоятельность формирует ответственность. Находясь дома или в школе, ребенок должен понимать, что от его поведения многое зависит. Он должен чувствовать ответственность, которая соответствует его возрасту.
Развивать навык самостоятельности родителям поможет несколько советов
• можно отдать ребенка в любую спортивную секцию, ведь издавна известно, что спорт развивает дисциплину и обязательность;
• к личности маленького человечка надо относится со всей серьезности, признавать ее, формировать убеждение, что он является взрослым и ответственным;
• объяснить и внушить ребенку, что жизнь не наполнена только желаниями, а есть простое и бесспорное понятие «надо»
• можно завести дома домашнего любимца и всю посильную для малыша заботу о питомце переложить на его плечи. Заботясь о животном, ребенок осознает свою значимость, и у него формируется ответственность за чью-то жизнь.
Помимо этого, есть ряд вещей, к которым нужно приучать с самого детства, тем самым формируя навык самостоятельности у малыша.
В детской должна быть чистота
К порядку ребенка нужно приучать с раннего детстве. Тут можно столкнуться с первым сопротивлением. Надо понимать, что ребенку не чувствует потребность в чистоте и порядке комнаты, это необходимо взрослым. В данном случае срабатывает правило «надо». В этом деле спешка не нужна, придется объяснять малышу почему это важно, поощрять его и, в случае необходимости, порицать.
Вот секреты, которые смогут максимально безболезненно приучить к порядку
1. Можно объяснить ребенку, что родителям нужна его помощь, и дать малышу минимум три ежедневные обязанности по дому. Важно показать на собственном примере, как именно нужно их выполнять. Если он хорошо с ними справляется, то обязательно нужно хвалить, но и не забывать ругать в случае отказа от их выполнения.
2. Внушаем малышу, что поддерживать порядок в детской самостоятельно могут исключительно взрослые дети.
3. По ходу взросления домашние обязанности должны замещаться другими и усложняться.
Самостоятельное выполнение уроков — важная часть домашних обязанностей
Ребенок должен понимать, что учеба в школе имеет такую же важность, как и работа взрослых. Выполнение домашних заданий — это часть его работы. Однако стоит помнить о том, что у разных детей разные склонности к тому или иному предмету, а также что всегда есть риск перезагрузить малыша заданиями. В данном случае, результатом может быть потеря интереса и снижение активности.
В этом случае всегда нужно руководствоваться двумя правилами
1. Существует возрастной временной предел для самостоятельной работы, за рамки которого выходить крайне нежелательно
2. Ребенок должен научиться делать самостоятельную проверку выполненных им заданий. Для этого нужно обучить его работать со словарями, справочниками и математическими правилами.
Самостоятельности не существует без свободы
Тотальный контроль и постоянная опека — враги самостоятельности. Ребенок должен чувствовать себя свободным, чтобы научится принимать решения и отвечать за результат своих поступков.
Однако, необходимо соблюдать золотую середину в предоставлении свободы. Чрезмерность — это всегда плохо. Недопустимо дать малышу чувство абсолютно бесконтрольной свободы действий. Важно помнить, что, если бы ему все это было интересно, то навыки формировались бы самостоятельно, без участия родителей. Бесконтрольная свобода приведет к тому, что ребенок может начать скрывать часть нелюбимых домашних заданий, ссылаясь на то, что их просто нет.
В формирования у ребенка навыка самостоятельности должна быть последовательность и ежедневная периодичность. Нельзя сегодня требовать и хвалить, а завтра напрочь об этом забыть.