Ребенок на прогулке: польза и возможности
Содержание
Игры детей на свежем воздухе развивают физически, помогают приобрести социальные навыки и культурные представления, способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Физическое становление
Для детей игровое пространство вне дома – это важное условие для роста и развития.
Игровые занятия обеспечивают:
• возможность показать себя в социальном общении,
• усвоить правила взаимодействия с другими людьми в определенных обстоятельствах,
• осознать связи с другими детьми,
• приобрести уверенность в собственных силах,
• научиться решению проблем.
Игра помогает развить крупные движения
На прогулке существуют и возникают условия бегать, прыгать, скакать, лазить, ползать и вообще двигаться без каких-либо границ. Все это помогает развитию мускулов всего тела, умения управлять движениями своего тела, чувству равновесия.
Мелкая моторика улучшается, если карапузы копаются в песке и земле, играют с водой, собирают камешки, листочки и другие предметы, перебрасывают мячики.
На свежем воздухе дошкольник ощущает возможности его тела: он начинает понимать, как можно оказаться на вершине горки, что надо сделать, чтобы раскачиваться на качелях, преодолеть туннель, поваляться на осенних листьях.
Его физические возможности развиваются постепенно день за днем. Важно помнить, что каждый развивается в своем темпе. Некоторые уже в четыре года перепрыгивают через препятствия, а кому-то это удается только к пяти – шести годам.
Цель каждого родителя в СПБ – помочь улучшить физкультурные навыки и сформировать интерес у крохи к разным видам деятельности. Тогда не возникнет страха за слабенького, неразвитого физически дитя, которому грозит сколиоз и другие неприятности от долгого сидения за партой или компьютером.
Воспитание социальных навыков
Очень редко случается, что на прогулочной площадке мама или папа с ребенком одни. Чаще — несколько детишек и их сопровождающих. Игра на детской площадке заставляет малышей взаимодействовать между собой и другими взрослыми.
Дома мы пытаемся научить кроху говорить сдержанно, не повышая голоса. Во дворе и парке можно и покричать.
Дети становятся более общительными. У них вырабатываются основные социальные навыки. Дошкольник начинает усваивать, что он – не единственный в этом мире, что другие тоже любят кататься на качелях, съезжать с горки. У других есть такие игрушки, которых у него нет.
Научите своего кроху и подайте пример
• здороваться с взрослыми и детьми на детской площадке
• называть свое имя и обращаться по имени к другому ребенку
• соблюдать очередность катания на качелях и горках
• уметь договариваться и делиться игрушками в песочнице
• помогать строить крепости из песка или снега
Во время такого общения детвора учится дружить и общаться непринужденно и дружелюбно.
Гуляя по городу, обратите внимание на работу водителей, сотрудников ГИБДД и полиции, почтальонов, продавца в магазине, кондуктора в автобусе и других людей разных профессий.
Эмоциональное становление
Преодолевая трудности, с которыми дети сталкиваются при освоении окружающего его мира на прогулке, он формирует у себя правильную самооценку. Испытывает гордость и радость, если получается сегодня то, что не удавалось вчера.
Например, самому забраться по лестнице на горку, прокатиться на самокате, забросить мяч в сетку. Таким образом, у него возникает уверенность в своих возможностях. Некоторым на улице легче выразить свои эмоции: веселье, обиду или настрой на победу.
Играя и гуляя в парке, у реки, дети учатся ценить красоту природы. Они радуются цветам, ощущают запах земли, слышат песни птиц, замечают тепло солнца.
Интеллектуальное развитие в Питере
Все, что видит ребенок на прогулке, расширяет у него представления о цвете, формах, размере и количестве.
В природе существует масса предметов разного цвета и оттенка. Разглядывая листья, цветочки, небосклон, водичку в пруду и реке, малыш получает множество информации.
Гуляя и разглядывая здания, играя с природными материалами, дошкольники знакомятся с понятиями форма и размер.
Природные понятия маленький человек может понять и усвоить именно во внешнем мире. Грозовые тучи, из которых может пойти дождь, белочка, собирающая орехи и грибы, могут надолго его заинтересовать.
Если кроха вместе с вами сажает цветочки на даче или во дворе дома, он знакомится с новыми словами, названиями цветов, орудий труда, запоминает порядок действий.
Гуляя, детишки учатся наблюдать и анализировать ситуацию. У маленьких почемучек возникает много вопросов об окружающем мире и происходящих изменениях. Вчера построили снежную бабу, а сегодня она растаяла — почему? Из ваших ответов он получает знания о разнице температур (тепло — холодно), о таянии снега, испарении воды.
Именно в такие моменты идет обогащение словарного запаса малышей. Они задают массу вопросов и внимательно слушают ответы на них. Уже не родителям приходится уговаривать егозу послушать какой-то рассказ из книжки, а он сам становится инициатором бесед и активным слушателем.
На прогулке у дошкольника развивается воображение и творческое начало. Играя с машинкой, он представляет себя водителем. Ездит на велосипеде – он гонщик, на качелях – летчик или космонавт.
Конечно, эволюция ребенка невозможно без участия взрослого, в первую очередь родителей. Они должны обеспечить безопасность малыша, побуждать его к получению новой информации, поддерживать интерес к окружающему миру.
Для этого надо
• замечать, чем интересуется ваш сын или дочка,
• ловить и создавать моменты, когда удобно научить чему-то новому,
• не стараться очень активно вступать в то, чем занят ребенок, просто внимательно наблюдайте за ним, иногда помогая ему подсказками, но не перехватывайте инициативу в свои руки,
• использовать вопросы «Почему?», «Где?», «Как?», ожидая развернутых рассуждений,
• подсказывать новые слова и выражения для описания незнакомых предметов или ощущений,
• проявлять свою заинтересованность, радость от игры с детьми на свежем воздухе,
• не бояться своего незнания каких-то сторон жизни, но обещать узнать и поделиться с малышом новым знанием.
• научиться доверять своему карапузу и предоставлять ему право исследовать окружающий мир, то есть не ограничивать физкультурнуюую активность, если это не представляет опасности для его жизни.
• Если действия крохи угрожают его безопасности, старайтесь дать ему четкие, конкретные указания. Лучше научить его спускаться по лестнице или горке правильно (рука – сюда, нога – туда, смотреть в эту сторону и т.д.), чем испугать бестолковым криком.
Гуляйте, исследуйте, учитесь вместе с вашими детьми, и все у вас будет отлично!