Детский аутизм в Челябинске Обучение
Индивидуальное и домашнее обучение. Поможем в адаптации и социализации
Если вам нужен учитель для малышей с ОВЗ — пройдите на страницу Контакты
У детей с нарушениями развития часто встречаются проблемы с речью, навыками самообслуживания, самоорганизацией. Порой добиться от них выполнения какой-либо просьбы практически невозможно.
На помощь приходят визуальные подсказки, стимулы.
В отличие от многочисленных проблем, визуальное восприятие у таких детей бывает очень развито. Им легче воспринимать информацию, обучаться, если на помощь к ним приходят картинки, схемы, карты и пр.
Визуальные стимулы применяют тогда, когда необходимо ввести какое-то правило (например, надевать пижаму перед сном, не шуметь на занятии, сидеть спокойно у парикмахера); когда необходимо следовать заранее разработанному плану на день; при обучении общению с другими людьми; при осваивании навыков самообслуживания; при изучении сложного материала и для правильной ориентации в пространстве (карты, схемы и т.д).
Мы все живем по определенным правилам и принципам поведения. Порой, не отдавая себе отчет в том, что этих правил очень много. Всему этому мы учимся с младенчества и усваиваем через имитацию поведения других людей (родителей, сверстников, учителей и т.д.).
У детей с аутизмом нарушено интуитивное понимание правил поведения в обществе, поэтому их учат самым простым вещам в том числе и с помощью визуальных подсказок.
Какими они могут быть? Это карточки, на которых изображена просьба не кричать, не трогать другого человека руками за нос, не открывать чужие сумки или не прикасаться к чужому телефону. Карточки так же можно использовать в качестве условий для проведения занятий, описывающих, что можно, а что нельзя делать на уроке.
С помощью визуального расписания можно объяснить ребенку его распорядок дня. Когда ему есть, когда идти гулять. Когда время заниматься, а когда играть. Что лакомство, десерт будут доступны только после мытья рук и т.д. Аутичным детям сложно адаптироваться к постоянно сменяющимся событиям. Если перед глазами будет изображение последовательности событий, ученику проще согласиться на следующее действие. Детям с высоко развитыми навыками в расписание можно включать домашние обязанности по дому и т.д.
Точно так же, через картинки, можно объяснить ребенку, как происходит встреча двух друзей: сначала люди подходят друг к другу, но не прижимаются, не трогают за разные части тела; затем они приветствуют друг друга либо рукопожатием, либо машут друг другу рукой и обмениваются фразами, соблюдая очередность реплик.
Сложносоставным навыкам самообслуживания (мытье рук с мылом, головы с шампунем) проще всего научить с помощью картинок с пошаговыми инструкциями. Например, чтобы помыть голову, необходимо зайти в ванную, раздеться, встать в ванну, включить воду, намочить волосы, взять бутылку с шампунем и выдавить на ладонь небольшое количество, нанести шампунь на волосы, хорошенько помассировать всю длину волос, смыть пену и т.д.
Существует целая методика обучения такой цепочке поведения, когда каждый последующий шаг тренируется отдельно. А визуальные подсказки помогают не запутаться и всегда следовать определенной схеме.
Даже обычным людям в повседневной жизни необходимы предупреждающие знаки, указатели, вывески и т.д. Следовать определенному маршруту с помощью визуальных стимулов легче и ребенку с аутизмом. Например, ученику гораздо легче будет найти свой шкафчик с одеждой, если на дверце будет прикреплена его фотография.
Еще одной функцией визуальных стимулов является организация учебного процесса. С их помощью можно сигнализировать ребенку сколько еще заданий осталось до получения поощрения, какой объем работы ожидает его в ближайшие полчаса-час.
Визуальными подсказками могут служить и так называемые ярлыки. Организуя пространство так, чтобы ребенок мог максимально самостоятельно определять, где что лежит, мы помогаем ему адаптироваться к быту и обслуживать себя максимально независимо от взрослого. Ярлыками можно помечать коробочки с тематическими игрушками, полки и ящики шкафов и комодов. Подсказав ребенку с помощью ярлыка «Чашки» на дверце шкафа, мы помогаем ему самостоятельно достать чашку и налить себе воды. Точно так же можно обозначить виды одежды в соответствующих отделениях шкафа и т.д.
Как известно, необходимым условием проведения терапии на основе прикладного анализа поведения, является тестирование предпочтений ребенка. Выполняя предъявляемые инструкции, ребенок получает желаемое, так мы мотивируем его сотрудничать со специалистом и развивать необходимые навыки. Если визуально подсказать ему, когда произойдет момент вручения поощрения, например, изобразив количество заданий, предстоящих ему, а затем подкрепим картинкой желаемого предмета эту шкалу, ребенку будет гораздо интереснее двигаться к намеченной цели. Выполненные задания можно отмечать крестиком и т.д., визуально показывая ход занятия. Точно так же можно изображать предстоящие походы в любимые места (кафе, кинотеатр и т.д.), выстраивая необходимые условия в виде дней недели, которые должны пройти прежде, чем наступит этот момент.
Так же ребенок сам может выбирать поощрение из предложенных картинок в начале занятия, помогая тем самым специалисту мотивировать его максимально эффективно.
Важно понимать, что визуальные подсказки, истории, усилители и т.д. – это мощный инструмент при работе с детьми с особенностями развития, изучению которого стоит уделить много времени и обязательно нужно его использовать!