Как научить ребенка считать в уме
Прежде всего, надо к этому вопросу подойти так, чтобы ребёнок воспринимал обучение как игру, а родители регулярно уделяли такому занятию некоторое время, пусть даже непродолжительное.
К обучению устному счёту можно приступать в раннем детстве, примерно с двух-четырёх лет. Главное — суметь заинтересовать малыша. Потом, через какое–то время, следует усложнить игру, развивая интерес к занятиям. В этом случае развивается память ребёнка, интеллект, смекалка, сообразительность, что пригодится ему в будущем.
Основная задача родителей – вначале обучить ребёнка считать в пределах десятка. Он должен хорошо усвоить результаты вычитания или сложения до десяти. И только потом можно перейти к работе с двухзначными числами.
Во время обучения устному счёту применяйте элементы игры, что позволит ребёнку не заучивать формально результаты, а запоминать их осознанно. Для начала обучите малыша считать животных в книжке, деревья на улице, членов семьи, дома. Научите различать понятия «больше», «меньше». Пусть вначале будут цифры до пяти, главное — чтобы вы смогли заинтересовать ребёнка, ему не должно быть скучно. Малышу предлагается не просто называть цифры, а считать предметы, сравнивать их количество, например: у нас в семье четыре человека, а у Пети три. У кого семья больше? Не следует сердиться на ребёнка, если он не всегда справляется с заданиями, родители должны быть терпимы и доброжелательны, нужно поощрять инициативу маленького человечка, а не подавлять ее.
Перед началом занятия с ребёнком изготовьте или купите карточки с цифрами от 1 до 5, пять кубиков. Пользуйтесь теми, которые продаются в магазинах или сделайте их сами. При помощи этих карточек и кубиков начинайте работу. Учтите, что счётные палочки не заменят кубиков. Приступая к обучению, надо выяснить, сколько кубиков одновременно малыш определит. Возможно, он назовёт только один предмет, но чаще всего к трём годам ребёнок, не подсчитывая по пальчикам, может назвать 2 или даже 3 кубика. Если ваш ребёнок назвал один кубик, поиграйте с ним. Приставьте цифру к кубику. Предъявив ему один кубик, узнайте, сколько перед ним кубиков. После ответа ребёнка следует показать цифру «один» и положить её рядом. Добавьте ещё один кубик, пусть малыш посчитает, и положите рядом 2. Уберите 1, на её место положите цифру 2. Пусть он повторит это самостоятельно несколько раз. Он запомнит, как выглядят два кубика, запомнит цифры 1 и 2, будет называть их без подсчитывания.
Подобную игру можно применять и при ознакомлении с другими цифрами. Таким же путём можно научить ребёнка вычитать, если предпринять действия в обратном порядке. Думающие родители смогут придумать другие однотипные игры. Пользуясь этой методикой можно учить ребёнка считать до 10. Закрепив до автоматизма результаты сложения и вычитания в пределах первого десятка, можно переходить к более сложным подсчётам. У ребёнка уже есть элементарные навыки в выполнении арифметических действий, которые он применит, перейдя к устному счёту с двузначными цифрами.