Как развивать речь ребенка
1. Следите за своей речью! Дети повторяют за вами. Ваша речь должна быть чёткой и правильно оформленной. Не торопитесь и не коверкайте слова. Имитируя детскую речь, вы формируете искаженную речевую базу у вашего ребенка (то есть не «сюсюкайте»).
2. Дети должны научиться описывать игрушки самостоятельно. Чтобы этого добиться, поставьте игрушку перед ребёнком (желательно любимую или просто яркую, красочную, необычную), предложите её внимательно рассмотреть, потрогать, затем ответить на вопросы:
— Кто это?
– Какой формы, цвета?
– Придумай, какое имя ты бы ей дал (а)?
– Что можно с ней делать? А как играть?
— Кто с ней дружит? Что любит?
— А это что у собачки? А сколько у неё глаз?
Помните, через игру вы развиваете коммуникативные навыки своего ребенка и обучаете его. Например, через игру «где, кто спрятался» мы с легкостью изучаем предлоги. Ребёнок отвечает на вопрос: «А где же сейчас игрушка?», используя в ответе различные предлоги. Например, «зайка лежит на окне», «кошка спряталась под стол».
Играя, упражняйтесь в согласовании существительных. Возьмите игрового персонажа и спросите: «Кто к нам пришёл в гости?», при этом обратите внимание на то, чтобы ребёнок отвечал полным предложением: «К нам в гости пришёл олень». Обращайте внимание на согласование слов, поправляйте его. То есть, если вы услышали, как ребенок произносит «красивые зайка», «олень ходить в гости», обязательно мягко исправьте его. С возрастом предложения можно усложнять. В самых простых ситуациях, окружающих нас, вы можете развивать и активизировать словарный запас детей. На прогулке осматривайте все вокруг, акцентируйте внимание ребенка на окружающих его предметах, существах. «Смотри, это кто? А это что? У магазина кошечка крадется. А кто ещё может красться? А что еще кошечка умеет делать? А какие листья на дереве? Каким цветом кофточка девочки?».
3. Учите детей сравнивать предметы между собой (выясните, понимает ли ребенок, что за предметы перед ним, чем отличаются, какие имеют характеристики, что между ними общего).
4. Используйте игру «Что пропало?». Например, поставьте перед ребенком 5 игрушек. Дайте время внимательно запомнить, какие игрушки стоят на столе. После чего ребенок отвернется и нужно будет убрать какую-то игрушку. Чем старше ребенок, тем больше игрушек, предметов можно ставить перед ним. Если становится скучно, переставляйте предметы местами, меняйте что-то в них. В ответе используйте существительное в Р. падеже ед. числа. Ребенок должен четко рассказывать, какая игрушка пропала, где она стояла, какой она была.
5. Для развития и формирования правильного звукопроизношения занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Не перенапрягайте ребенка большим количеством упражнений, лучше выберите 5-7, необходимых именно вашему ребенку. Гимнастику лучше проводить в виде веселой игры или театрализованной сказки, чтобы избежать утомляемости. Для малышей длительность таких упражнений не должна превышать 20 минут в день.