Подготовка к школе
Перед родителями шестилеток стоит такая проблема, как подготовка дошколят к обучению в школе. ФГОС ДО (образовательный стандарт) акцентирует внимание на то, что каждый выпускник дошкольного учреждения должен соответствовать мотивационным ориентирам:
- инициативность и самостоятельность (общение, игра, конструирование, моделирование и другие виды деятельности);
- чувство собственного достоинства (уверенность в себе, уважительное отношение к самому себе, толерантное по отношению к окружающим людям);
- фантазия и воображение (развиваются в разнообразных видах деятельности, главным образом, через игру);
- творческие способности (их проявление выражается в рисовании, сочинении сказок, придумывании танцев, пении);
- развитие моторики (контроль и управление собственными движениями; потребность бегать, прыгать, лепить, мастерить поделки из всевозможных материалов);
- волевые усилия (умение преодолевать сиюминутное побуждение);
- любознательность (формулировать вопросы; пытаться объяснять явления природы и оценивать поступки окружающих; раскрывать логические связи: почему? зачем? как? );
- принятие собственных решений (в разных сферах деятельности, опираясь на собственные знания, умения).
Таким образом, заказ государства заключается в поддержке разнообразия детства через создание всевозможных условий социальной ситуации, через взаимодействие взрослых и детей (во благо развития способностей каждой подрастающей личности).
Готовность к школе на основе первичных знаний
Для того, чтобы любимый ребёнок стал успешным учеником в школе, многие родители пытаются ещё до школы впихнуть в него массу знаний: научить писать, считать, читать. К двум прибавить два, конечно же, будет четыре, но как этому научить. Обучающему важно отличать понятия «число» и «цифра», «буква» и «звук» и многие другие базовые понятия, иначе учителю придётся долго переучивать школьника (вроде бы готового, по мнению родителей).
Остановимся на некоторых составляющих подготовки ребёнка к школе с 6 лет по основным предметам, то есть, что должен знать, уметь и применять будущий первоклассник.
В области математических способностей:
- ориентирование в пространстве (слева (справа), вверху (внизу), близко (далеко), за, перед, между, на);
- ориентирование во времени (раньше, позже, между, последовательность дней недели, месяцев);
- сравнение объектов (по размеру: высокий (низкий), лёгкий (тяжёлый), узкий (широкий), большой (маленький); по цвету (цвета радуги); форме: круг, квадрат, треугольник);
сравнение групп предметов (разными способами: на глаз, установлением пар, пересчётом); - считать: знать названия числительных (порядковых и количественных); пересчитывать объекты (не пропускать и не пересчитывать по несколько раз один и тот же предмет);
- воспроизводить числительные в прямом и обратном направлении.
В области русского языка (графических навыков):
- владение ручкой (карандашом);
- изображение разных линий (прямых, кривых, ломаных без отрыва);
- обводка контуров (пунктиров, точек);
- штриховка фигур.
В области чтения:
- знать и различать буквы, звуки;
- определять гласные и согласные звуки, сливать из звуков слоги (число слогов определяется по количеству поющихся гласных);
- делить слова на слоги (хлопками, способом касания подбородка о тыльную сторону ладони, пересчетом гласных);
- согласные, твердые, мягкие (на слух и по ленте букв и звуков);
читать слова и короткие предложения (на основе заучивания или при помощи опорных иллюстраций); - находить слова по букве (например, «у» — уравнение назовёт ребёнок, если родственники тесно связаны с математикой).
Методика и обучение чтению
Выявим первые предпосылки того, что у малыша появилось желание познакомиться с интересными книгами и дадим частичный ответ на вопрос как научить ребёнка читать. Сначала сами читайте своему чаду интересные стихи, сказки и рассказы. Объясните любознательному почемучке, что многие ответы на интересующие его вопросы обязательно найдутся в книгах-энциклопедиях. Показывайте на личном примере (читайте сами), так как каждый ребёнок хочет быть таким умным, как его родители. Если ребёнок имеет достаточный словарный запас, умеет согласовывать слова, рассказывать о том, что его окружает, то есть может связно выражать свои мысли, значит, можно считать, что он готов к чтению.
Некоторые дети иногда проще научаются читать слогами, с этой целью можно отпечатать карточки с различными слогами, показывая слоги ребёнку, проговаривайте их. Составляйте из слогов слова, ищите знакомый слог в словах.
Стоит отметить, что чтение слогов для дошкольников — сложный мозговой процесс. Зачастую обучение происходит с опорой на слоговые таблицы.
Пример слияния пар звуков согласный — гласный(«Азбука» Л. Н. Толстого):
м | н | л | б | в | г | д | р | |
а | ма | на | ла | ба | ва | га | да | ра |
о | мо | но | ло | бо | во | го | до | ро |
у | му | ну | лу | бу | ву | гу | ду | ру |
ы | мы | ны | лы | бы | вы | гы | ды | ры |
Пример слияния пар звуков гласный — согласный («Азбука» Л. Н. Толстого):
м | н | л | б | в | г | д | р | |
а | ам | ан | ал | аб | ав | аг | ад | ар |
о | ом | он | ол | об | ов | ог | од | ор |
у | ум | ун | ул | уб | ув | уг | уд | ур |
ы | ым | ын | ыл | ыб | ыв | ыг | ыд | ыр |
Существует множество новых методик обучения разным предметам в школе, поэтому подготовка ребёнка к школе с 6 лет, должна вестись с учётом этих программ. Родителям важно найти эксклюзивный подход к будущему первокласснику. Дошкольник будет с удовольствием смотреть обучающие мультфильмы, например, «Лунтик учит буквы», внимание малыша будет сосредоточено на коротком уроке.
Вывод
Если самостоятельно вы не сможете оказать ребёнку необходимую квалифицированную помощь, то стоит обратиться к помощи специалистов «Репетиторы Челябинск«. Подготовка к совершенно новой школьной жизни – огромное испытание для родителей. Ребёнку, который посещал детсад и привык быть в коллективе, легче удаётся переход в учебное заведение. Но перед многими дошколятами стоит психологический барьер, поэтому постарайтесь найти такой подход, чтобы обучение стало для него не столько полезным, сколько интересным занятием. Опытный учитель Челябинска поможет подготовить любого ребёнка к школе. Самый оптимальный вариант — воспользоваться услугами частного репетитора!