Ребёнок и его мотивация к учебе
Содержание
Учебный год в самом разгаре, дети каждое утро идут в школу за новыми знаниями.
Но не для всех родителей это радостная пора. Многие мамы и папы сталкивались с нежеланием ребёнка учиться. На этом фоне снижается успеваемость, чадо все чаще приносит плохие оценки, да и в школу ходит «через силу».
В данной статье представлены советы, которые помогут вернуть интерес к учебе и мотивировать ребёнка на достижение успеха в школе.
Стоит правильно хвалить ребёнка
Родительское «Умница!», «Ты молодец!» очень высоко ценится детьми. Поэтому их нужно чаще хвалить. Нужно замечать даже самые маленькие победы ребёнка.
Часто родители сравнивают успехи своих детей с успехами, например, одноклассников. Сравнивать нужно! Но не с чужими успехами, а со вчерашними. Ребенок должен стремиться «переплюнуть» не других, а самого себя. Хвалить надо за собственные победы над собой вчерашним.
На плохие оценки не стоит бурно реагировать, относится к ним нужно проще – как к тому, что можно легко исправить. Домашняя атмосфера должна способствовать успехам ребёнка: мамы и папы должны дать понять, что поддержка будет всегда, вне зависимости от оценок. Только при таком раскладе у ребёнка появится искреннее желание учиться.
Переборщить с похвалой тоже можно, говоря ребёнку, что у него есть способности, но ему мешает лень. В таком случае он поймёт, что он и так хорош и трудиться ему не нужно. Хвалить надо не за способности, а за труд.
Любовь к знаниям – залог успеха
При отсутствии желания учиться стоит показать, каким интересным может быть обучение. В этом помогут увлекательные книги, видеоуроки, экскурсии и т. д. Новые открытия, которые делает ребёнок с помощью родителей, вызывают неподдельный восторг и желание совершать всё новые открытия, то есть учиться, учиться и еще раз учиться. Если появится любовь к открытиям, то не заставит себя ждать и любовь к знаниям.
К тому же, нужно развивать интерес к имеющимся увлечениям. Если школьник любит литературу – надо отдать его в литературный кружок, если ему нравятся химические эксперименты – надо делать их вместе с ним. Важно создавать все условия для увлечений детей.
Ни в коем случае нельзя настаивать на том, чтобы ученик был лучшим во всём – пусть усиленно занимается тем, что ему нравится, пусть большую часть времени отдаёт любимому предмету. А по остальным допустимы и «четвёрки».
Самооценка должна быть адекватной
При формировании мотивации самооценка играет важную роль. Если она низкая – ребенок недооценивает свои возможности, не придаёт должного значения своим успехам. В данном случае стоит поощрять ребёнка за успехи, обращаться к нему за советом или помощью, как к взрослому. При высокой самооценке дети не признают своих ошибок. Нужно учить их воспринимать критические замечания, уважать чувства других людей. И в том, и в том случае над самооценкой нужно работать, иначе учебная мотивация не будет сформирована.
Родители должны на личном примере показывать постоянный интерес к изучению чего-то нового
Родители заставляют ребёнка учиться в то время, как сами любую свободную минутку посвящают телевизору. А он в это время должен сидеть и «чахнуть» над уроками. Разве это правильно? Следует показывать ребенку свою заинтересованность в постижении чего-то нового. Пусть это будут кулинарные курсы или вебинары по психологии. Но, увидев то, что родители тоже обучаются, проводят время с пользой, ребёнок воодушевится и начнёт учиться с новой силой. Не хочет ребёнок читать – можно устроить вечер совместного чтения, показывая своим примером, как это интересно.
Нагрузка в течение дня должна быть распределена оптимально
У загруженного всевозможными кружками и секциями ребёнка не будет на учебу ни времени, ни, естественно, желания. Так может быть, в этом всё дело? Стоит освободить определенную часть времени для отдыха ребенка и занятий по интересам.
Если мамы и папы будут придерживаться данных практических советов, то вновь увидят своих детей улыбающимися с утра, радостно шагающими в школу; вновь увидят пятёрки в дневнике своего чада.