Самый умный ребенок
Родители часто интересуются современными способами воспитания детей – конечно, из самых лучших побуждений. Они хотят вырастить детей успешными, здоровыми, найти с ними понимание в быстро меняющемся мире и т.д. Главный секрет в том, что нужно правильно хвалить своих детей.
30-летнее исследование, проведенное американскими учеными, выяснило, что для ребенка процесс познания гораздо важнее, чем достигнутые им результаты. Ум формируется на основе совершенных ошибок и сделанных из них выводов. Поэтому, чтобы вырасти умным, ребенок должен учиться на своих неудачах.
Дети, считающие, что они уже достаточно умные, перестают расти. В то же время дети, нацеленные на развитие собственных навыков, понимают, что трудные задачи лишь тренируют их ум. Они знают, что интеллект – не неизменное свойство, его можно и нужно развивать.
Первые считают, что ум – это врожденный дар; каждому человеку дано определенное количество ума и с этим ничего не поделаешь. Если способностей не хватает, человек не сможет справиться с проблемой. Неудачи бьют по их уверенности в себе, заставляя чувствовать себя глупыми и неспособными, бессильными справиться с вызовом. Эти дети избегают новых задач, ведь с ними увеличивается и вероятность совершить ошибку и выглядеть глупо.
Трудности не пугают детей, которые верят, что успех зависит от количества приложенных усилий. Трудные задачи заряжают их энергией, давая возможность научиться новому. Эти дети понимают, что даже гениям пришлось много работать, чтобы добиться успеха. Для них учеба в школе важнее хороших оценок. Получив плохую оценку, они прилагают больше стараний или пробуют новую тактику изучения материала.
По-видимому, самосовершенствование – гораздо более эффективный инструмент развития интеллекта, чем похвала. Если объяснить детям, что стремление к саморазвитию — важнейшая черта характера, в будущем они смогут легко противостоять трудностям и неудачам. Эти дети готовы к неожиданностям, умеют справляться с проблемами и воспринимают их скорее как возможность улучшить свои навыки, а не как препятствия.
Как же научить детей самосовершенствоваться? Правильно хвалить. Не аплодируйте каждый раз, когда у ребенка что-то получается, иначе при встрече с малейшей трудностью он будет испытывать быстрое разочарование. Хвалите его не за результат, а за действия и качества, что привели к успеху, — за его усилия, упорство, методы, постоянство и желание добиться цели. Например: «Ты очень хорошо подготовился к контрольной. Ты несколько раз прочитал материал, выделил в нем самое важное и сделал проверочные задания. Смотри, какую хорошую оценку ты получил!». «Мне понравилось, что ты пытался использовать разные способы, чтобы решить эту трудную задачу». «Молодец, что выбрал такой трудный проект! Тебе придется много поработать, но зато ты узнаешь много интересного и полезного!».
Чтобы научить ребенка извлекать из своих ошибок полезный опыт и продолжать попытки, нужно хвалить его за неудачи. Скажите ему: «Трудно, но зато интересно!», «Прости, это было слишком легко для тебя – и скучно. Давай выполним задачу посложнее», «Сегодня мы потерпели неудачу. Чему она нас научила?». Поведайте ребенку истории о великих людях, которые своим усердием добились успеха. Расскажите ему о математическом гении, влюбленном в свое дело и посвятившем ему всю жизнь. Расскажите ему о Моцарте, Эдисоне, Дарвине, Кюри, которые развили свои способности благодаря постоянному титаническому труду.
Пусть ваш ребенок рискует, ошибается, не всегда делает все идеально. Он должен знать, что это тоже нормально и получать удовольствие от самого процесса.