Уроки музыки для детей. Высокие и низкие звуки
Общие указания
Вспомним, что музыканты пользуются специальными терминами: «высокие» и «низкие» звуки. На этом уроке игрушки помогут ребенку сделать собственное важное открытие: узнать, что звуки, оказывается, бывают «низкие» и «высокие».
Первая игра
Ребенок сидит за столиком. Дайте ему кружочки одного размера, но разные по весу и цвету. Кружочки надо сделать тяжелые — из металла (олово, свинец, железо) и окрасить черной масляной или нитрокраской, легкие — дерево, пластмасса, картон плотный — окрасить белым цветом. Тяжелые кружочки должны быть темными, а легкие — светлыми, прозрачными. Для игры надо иметь два-три кружочка темных, два-три кружочка светлых. Ребенок должен взять в руку какой-либо кружочек и сказать громко его признаки, то есть «тяжелый», «темный». Потом взять в руку другой кружочек и сказать — «легкий», «светлый». Дети обычно с интересом рассматривают кружочки и правильно определяют их признаки. После того как ребенок разобрался в этих признаках кружочков, вы садитесь за фортепиано и играете звукоряд от ДО малой октавы вниз (играть надо подряд все клавиши) и делаете перерыв в звучании — паузу, как говорят музыканты.
Затем вы играете звукоряд от ДО второй октавы вверх, снова делаете паузу. Дети только слушают. Но затем то же самое вы играете еще раз и просите ребенка выложить кружочки на столе или просто взять в руку и показать, какой кружочек в руке, когда вы играете первый звукоряд от ДО малой октавы вниз. Далее, какой кружочек в руке, когда вы играете звукоряд от ДО второй октавы и обязательно вверх. Дети всегда берут уверенно в руку, выкладывают или показывают тяжелый темный кружочек в том случае, когда педагог играет звукоряд в малой октаве вниз, а кружочек легкий, светлый, когда слышат звукоряд от ДО второй октавы (он играется вверх).
Вторая игра
Первая игра повторяется, но к кружочкам, которые у ребенка уже есть, добавляется игрушка. Ребенок получает игрушку, которую вы приготовили без него, заранее. Деревянная длинная подставка с темной низкой ступенькой слева и со светлой высокой ступенькой справа. Эта игрушка устанавливается педагогом на стол так, чтобы низкая ступенька оказалась слева от ребенка (около его же левой руки). Соответственно высокая ступенька оказывается справа от ребенка (около его правой руки).
Ребенок смотрит на игрушку. Вы, вероятно, понимаете, что он получил новые внешние признаки для различия и сравнения музыкальных звуков по высоте — разная, высота ступенек у подставки и их разный цвет. Эта игрушка подкрепит представление ребенка о клавиатуре и о звуковысотном звучании клавиш.
Давайте припомним ребенку, сидящему за фортепиано, что удобнее всего играть левой рукой клавиши слева, то есть звуки низкие, а правой — клавиши справа, то есть звуки высокие. Педагог говорит условие игры: надо слушать звуки, потом взять в руку один кружочек и положить его на ступеньку. Ребенок воспринимает на слух сначала звукоряд, который педагог должен играть в малой октаве и обязательно вниз. Далее он находит тяжелый темный кружочек, берет его в руку и кладет на низкую ступеньку, которая слева от него. Потом он слушает звукоряд, который вы играете во второй октаве и вверх. В этом случае он берет в руку светлый легкий кружочек и кладет его на высокую ступеньку, что справа от него. Дети с большим удовольствием играют в эту игру. Они внимательно слушают разные звуки и сознательно действуют с новыми знаками-кружочками. После того как ребенок положил кружочки на ступеньки, вы спрашиваете: «куда ты положил темный тяжелый кружочек, на какую ступеньку?». Ребенок уверенно отвечает: «На низкую» (иногда дети добавляют еще и «на темную»). Бывает ответ и такой: «На первую». Не исправляйте ученика, продолжайте игру, поскольку и такой ответ верен.
Далее педагог просит ребенка посмотреть на эту (низкую) ступеньку, вспомнить, то есть внутренне представить и сказать, какие звуки звучали на фортепиано, когда он выбрал тяжелый темный кружочек и положил его на эту ступеньку. Ребенок охотно смотрит на игрушку, вспоминает и отвечает: «тяжелые», «низкие звуки». Игра продолжается. Педагог спрашивает ребенка: «Куда ты положил светлый легкий кружочек, на какую ступеньку?». Он отвечает уверенно: «На высокую» (светлую). Педагог просит ребенка посмотреть на эту (светлую высокую) ступеньку и вспомнить, какие звучали звуки на фортепиано, когда он выбрал светлый легкий кружочек и положил его на высокую ступеньку. Он отвечает: «Высокие звуки».
В этой игре ребенок самостоятельно, естественно и просто говорит, куда он кладет кружочек, на какую ступеньку («на низкую, на высокую»). Ваш ученик решил очень важную задачу: он подтвердил, что слышит не только разную высоту музыкального звука, но и способен самостоятельно выразить условными знаками низкие и высокие звуки. У ребенка продолжает развиваться музыкально-слуховое представление. Он по условному знаку способен выразить словами высоту музыкального звука. Впервые без вашей помощи он произносит специальные музыкальные термины.
Третья игра
Попросите ребенка подойти к фортепиано. Помогите ему хорошо, удобно сесть. Проверьте его ноги. Может быть, он самостоятельно правильно сядет за фортепиано, и это большое достижение. Помогите ему поставить игрушку на пюпитр, а потом попросите играть на фортепиано низкие и высокие звуки. Ребенок смотрит на игрушку и действует. Можно спросить у него: «Какие ты будешь играть звуки?». Пусть ребенок сперва ответит, а потом уже играет. Спросите его еще, какой рукой он будет играть низкие звуки, а какой — высокие? Палец выбирает сам ребенок. А как и где играть низкие и высокие звуки, он уже знает, игрушка ему помогает.
Четвертая игра
Поменяйтесь ролями. Пусть ребенок дает вам устно задание, какие играть звуки (низкие или высокие), а вы ошибайтесь. Если ребенок предложит вам поиграть с кружочками и игрушкой, не отказывайтесь. Не забывайте, что вы сейчас выступаете в роли ученика.
Если ваш подопечный не утомился, то предложите ему поиграть по картинке.
Выводы по уроку
Наш ученик самостоятельно узнал очень важное свойство музыкального звука — его высоту. Ребенок играл, музыкальное познание нового происходило на слуховой основе, наглядно и для него интересно. Он научился слушать, различать и воспроизводить низкие и высокие звуки. Игрушка помогла ему ориентироваться на фортепиано, он самостоятельно решал, какой рукой удобнее играть низкие звуки, а какой рукой играть высокие. Ребенок на этом уроке действует по всей клавиатуре двумя руками (поочередно), чувствует себя уверенно, играет с желанием.
Дети самостоятельно обозначили звуки, разные по высоте, словами: «высокие» и «низкие». После этих игр во всей дальнейшей работе дети почти всегда правильно пользуются этими специальными музыкальными терминами. Таким образом и педагог употребляет в работе с детьми общепринятые термины. Ваш ученик сделал еще один шаг в своем музыкальном развитии.